В ПГУ прошло секционное заседание республиканской педагогической конференции

В ПГУ прошло секционное заседание республиканской педагогической конференции Государственно-частное партнёрство – новое для Приднестровья явление. Однако, как оказалось, приднестровское законодательство в данной области идёт даже впереди российского. Если в России закон о ГЧП вступит в законную силу в следующем году, то в Приднестровье он уже действует.

Более того, как отметил на одном из прошедших в ПГУ секционных заседаний традиционной августовской педагогической конференции заместитель министра экономического развития ПМР Дмитрий Болтрушко, проекты в сфере ГЧП уже начинают реализовываться. Так, по его словам, на энергетику и все виды связи приходится по 21 проекту, на здравоохранение – 13, соцзащиту – 12, мелиорацию – 5, на транспорт (включая дорожное хозяйство) и спорт по одному. Наконец, в перечне, приведенном заместителем главы Минэкономразвития, в планах реализация трёх проектов ГЧП в сфере образования. Естественно, что именно на них и делался упор в ходе секционного заседания. В его работе участвовали руководители Управления среднего и начального профессионального образования Министерства просвещения ПМР, представители учебных заведений и работодателей в лице вице-президента Торгово-промышленной палаты Приднестровья Юрия Ганина, а также заместитель директора, ведущего российского научно-исследовательского центра в области профобразования - Центра профессионального образования при Федеральном институте развития образования Айрат Сатдыков.

Как отметил почётный гость конференции, государственно-частное партнёрство в России уже давно существует в различных областях. Несмотря на отсутствие базового законодательного акта, регламентируется оно общими нормами гражданского законодательства. Имеются несколько проектов ГЧП и в области образования. Большая часть (более 80%) из них приходится на детские сады. Общеобразовательные школы в этом сегменте государственно-частного партнёрства занимают лишь 19%. Организации же профессионального образования - 1%.

Простейшая схема ГЧП в области образования такова. Государство выделяет землю или землю с уже имеющимся зданием, а то и с функционирующим профильным учреждением. Коммерческая же организация (в зависимости от стартовых условий) строит, перепрофилирует или ремонтирует здание, а затем, после оснащения всем необходимым и подбора кадров, налаживает образовательный процесс с целью извлечения прибыли. С этой точки зрения вышеприведённая пропорция вполне логична, так как наблюдается прямая зависимость от суммы затраченных средств и времени окупаемости. Естественно, что проекты ГЧП в области профессионального образования наиболее затратны. В России, по словам Айрата Сатдыкова, они внедряются такими крупными компаниями как «Лукойл», РЖД, РусАЛ, Росатом, Челябинский трубопрокатный завод. Они, как и все другие предприятия, нуждаются в высококвалифицированных специалистах, но, в отличие от остальных, имеют средства на создание собственных центров подготовки кадров разного уровня.

Что же касается Приднестровья, то, как сообщил виц-президент ТПП ПМР Юрий Ганин, в настоящее время планируется реализация трёх проектов ГЧП в области образования. Это расширение детского сада в селе Ближний Хутор (проект оценивается в 800 тысяч приднестровских рублей) и создание на базе средних специальных учебных заведений центров подготовки кадров в Рыбнице и Бендерах. В каждый из них необходимо инвестировать по 11,1 миллионов рублей.

По словам Юрия Ганина, реализацией двух последних проектов заинтересовался Всемирный банк, который активно инвестирует средства в аналогичные проекты по всему миру. ТПП ПМР удалось договориться с ПРООН (Программа развития ООН) о проведении в Приднестровье глубокого исследования рынка труда в совокупности с предложением со стороны системы профобразования. Однако замысел не получил развития из-за недопонимания между Министерством просвещения и Торгово-промышленной палатой.

Для разрешения проблемы было решено в ближайшее время провести встречу с участием заинтересованных сторон и возобновить работу общественного совета по вопросам профессионального образования.

Вузы партнеры