Обучение в аспирантуре: проблемы и перспективы

Обучение в аспирантуре: проблемы и перспективыРуководитель и сотрудники Бендерского политехнического филиала Приднестровского госуниверситета обсудили за круглым столом проблемы и перспективы обучения в аспирантуре.

По мнению инициатора встречи - директора БПФ, к.э.н., доцента Д.А. Поросеч, «аспирантская деятельность и собственно научная работа неразрывно связаны с «инфраструктурной» деятельностью, поэтому новые поколения аспирантов и молодых ученых должны понимать значимость, стоимость и эффективность своего труда».

Дмитрий Александрович объяснил коллегам, работающим в системе высшего профессионального образования, перспективы повышения профессиональной квалификации через аспирантуру и докторантуру. Пообещав аспирантам содействие и гарантированное трудоустройство по окончанию учёбы, директор заявил, что обучение без контроля неэффективно.

Заместитель директора по научной работе А.Л. Цынцарь информировала присутствующих о новых требованиях по обучению в аспирантуре, ссылаясь на «Закон об образовании в Российской Федерации». Анна Леонидовна акцентировала, что Приднестровский госуниверситет продолжает сотрудничество с Министерством образования и науки РФ в научной сфере. Политехническому филиалу ежегодно выделяется 5 бюджетных мест на обучение в аспирантуре. Заявки на учёбу выполняются, но претендентам для успешной учёбы нужны мотивация, интерес, желание обучаться и, конечно, финансовое обеспечение.

Как изменить парадигму мышления о целях подготовки в аспирантуре, сделать переход от подготовки компетентных исполнителей к подготовке творцов и создателей концепций новых систем и объектов?

На этот вопрос участниками беседы даны достойные ответы, а впечатлил всех преподаватель кафедры «Общепрофессиональные дисциплины и информационные системы» Н. А. Марунич.  Он представил творческий отчет о подготовке своей диссертации на тему «Анализ функционирования лесных экосистем с антропогенным воздействием с позиции энергетического подхода» (на примере урочища «Калагур» Рыбницкого района ПМР). Примечательно, что Николай Андреевич опубликовал 25 научных статей и тезисов, а также получил авторское свидетельство на компьютерную программу «Эколого-энергетический анализ технологий лесовосстановления».

Далее Иванова С.С., Руснак И.М., Крапивницкая Г.М., Лохвинская Т.И., Ляхов Е.Ю., Котомчин А.Н., Поперешнюк Н.А., Федорова Т.А. и другие сотрудники филиала, обучающиеся в аспирантуре, информировали присутствующих коллег о персональных достижениях. Впечатление от их откровений почти такое:

«Науки, философию, все тайны

 Чудесного и всю земную мудрость

Я изучил, и власть обрёл мой ум…»

                                                      (Дж. Байрон, «Манфред»).

Однако, говоря о проблемах, возникших при проведении ими научных исследований в 2014 году, следует выделить: необходимость наличия солидной практической базы по изучаемой теме, социально-экономические сложности, замену руководителей, дефицит времени и ресурсов. Аспиранты заинтересованно обсуждали новую концепцию, ориентированную на переход от трансляции старых знаний к концептуальной генерации и синтезу новых знаний и современных научных направлений путём создания интеллектуальной собственности и её трансфера в нематериальные и материальные активы.

Следует отметить, что на данный период в аспирантуре обучается 13 сотрудников филиала. Большинство из них будет защищать диссертации в России. Примером для коллег может послужить опыт С.С. Иванова, Г.М. Крапивницкая, Н.А. Марунич, А.Л. Цынцарь, которые в 2015г. завершают учёбу. 

Конструктивно обсуждая проблемные вопросы, возникшие при подготовке диссертационного исследования, преподаватели-аспиранты БПФ смогли получить конкретные рекомендации, в том числе по планированию своей работы, написанию и публикациям научных статей, предоставлению творческого отпуска и др. 

Выступающие отметили, что обучение в аспирантуре – источник увеличения индивидуальных ресурсов аспирантов и фундамент улучшения качества их жизни. Д.А. Поросеч подвёл итог встречи: «Вы сделали шаг на пути к самосовершенствованию, ведь учёба в аспирантуре – это инвестиция знаний в себя. Это качество соответствует требованиям рынка труда».

                                                                                                  Надежда Делимарская. Фото автора.

Обучение в аспирантуре: проблемы и перспективыОбучение в аспирантуре: проблемы и перспективы

Вузы партнеры