Современная драматургия: новое искусство или псевдоарт?

Современная драматургия: новое искусство или псевдоарт? «Современная русская драматургия: что мы знаем о ней и существует ли она вообще?» - лекция под таким названием прошла 1 декабря в русском центре фонда «Русский мир». Проблему «новой» литературы и современного искусства в целом подняла старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Анна Кушниренко.

Как оказалось, отношение к такому явлению у студентов и ценителей литературы весьма неоднозначное. Некоторые считают авторов современных пьес щелкоперами, другие убеждены – имена современных русских драматургов займут достойные места в галерее талантов.

О творчестве Владимира Сорокина - одной из таких противоречивых фигур современной драматургии - рассказал студент V курса Андрей Павленко. Произведения Сорокина отражают суть современного искусства: писатель рушит все стереотипы и предлагает новые литературные правила – «автор ничего не должен читателю». Существует некое алогичное «письмо», в котором каждый читатель ищет свое и все воспринимает исключительно по-своему. Такого звена как автор, по мнению Сорокина, – не существует. Отсюда термин «мясо письма» - теперь слово – это мясо, а текст произведения и «письмо» - принципиально разные вещи.

Анна Кушниренко рассказывала студентам о современной драме сквозь призму современного театра. Как оказалось, сегодня далеко не на всех сценах ставятся произведения современных драматургов. Однако в России есть театры, которые специализируются именно на русской драме нового времени: «Театр. DOC», Пермский камерный театр «Новая драма», Екатеринбургский «Коляда-театр», Московские «Центр драматургии и режиссуры» и «Школа современной пьесы».

Расхожее мнение, что драматургия нашего времени, так называемая «новая драма 2» или «новая новая драма» да и современное искусство в целом тяготеет к не нормативности. Сегодня со сцены театров и со страниц книг совершенно спокойно говорят вещах, которые раньше и между собой обсуждать считалось неприличным. Язык таких речей, разумеется, тоже специфичен. Что это: низкосортная культура или, наоборот, высшее ее проявление?

Мнения относительно уровня современной драмы кардинально разнились среди студентов. Одни считали, что это явление временное и искусством его ни в коем случае назвать нельзя, другие, приводя в пример неоцененную современниками драматургию Чехова, Горького и Маяковского, твердили, что современная драма и театр абсурда не открыли ничего нового, просто взглянули на старые проблемы с другого ракурса.

В конце мероприятия участники пришли к выводу, что современная драма как отдельное явление русской литературы еще не сформирована, она находится в стадии эксперимента, поиска форм и канонов.

Как говорил Маяковский, «Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». Возможно, проблема специфичности современной драматургии гораздо глубже, и это проблема не современного искусства, а низкого уровня культуры современной жизни.

А. Жаркова

Современная драматургия: новое искусство или псевдоарт?

Вузы партнеры