«Дань таланту истинному»

«Дань таланту истинному» В рамках лектория «Любители русского искусства» 29 декабря в русском центре фонда «Русский мир» состоялась лекция на тему «Дань таланту истинному», посвященная 215-летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова. О жизненном пути великого художника рассказала старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Галина Николаева.

«Великий Карл» – под таким именем вошел в историю мирового искусства Карл Павлович Брюллов.

Родился Карл Павлович в 1799 году в Санкт-Петербурге в семье выходца из Франции Пауля Брюлло. С 10 лет стал учеником Академии Художеств в Петербурге. Первой значимой работой Карла (в те годы еще Брюлло) стала картина «Гений искусства», выполненная по всем академическим требованиям в соответствие с образцами античности. В Академии мальчик зарекомендовал себя очень одаренным и талантливым художником, успевал выполнять и свои задания и помогать товарищам.

В возрасте 20 лет Карл пишет работу на мифологическую тематику «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде», за которую получает малую золотую медаль в академии.

Дипломная работа «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Маврикийского» приносит художнику большую золотую медаль и право заграничной командировки за казенный счет.

Вместо трех положенных лет казенной поездки, художник проводит в Италии целых 13 лет. Перед отъездом за границу император Александр I дарует художнику окончание «ВЪ» для фамилии, чтобы никто не усомнился: Карл Брюллов – русский художник.

Копия картины Рафаэля Санти «Афинская школа» была выполнена на таком высокопрофессиональном уровне, что вызвала фурор среди людей искусства. Это была последняя ученическая работа Карла Брюллова, с этих пор начинается его профессиональная карьера.

Новаторство Брюллова начинается с картины «Итальянское утро» (1823). В ней художник играет со светом. За эту работу император Николай I пожаловал «Великому Карлу» перстень с бриллиантами.

Игру со светом Карл Брюллов продолжил и в картине «Итальянский полдень». Для написания этих работ художник подолгу находился под виноградниками, чтоб проследить, как солнечный свет проливается сквозь виноградные лозы, листья и гроны.

Новаторство изображения Брюлловым пышных, привлекательных дам вызвало недовольство и много отрицательных откликов в обществе – тогда в моде было изящество фигур. На что Карл ответил, что в его творчестве важна, прежде всего, «естественность жизни и поиск красоты в этой естественности».

В конце 20-х годов Карл Брюллов пишет множество портретных работ. В 1832 году художник создает портрет Юлии Самойловой «Всадница» по заказу самой натурщицы. Юлия Павловна становится музой художника, идеалом красоты и воплощением истинной женственности.

На протяжении всего творческого пути Брюллова не покидает мысль о написании большого исторического полотна. В 20-е годы художник посещает Помпеи – древний город у подножия вулкана Везувия. Там у него появляется мысль отображения гибели города, погребенного под лавой. Это событие практически ожило в глазах художника.

Договор о написании великого исторического полотна Карл Брюллов заключил с известным меценатом А.Н. Демидовым. Окончательно работа была готова только в 1833 году, хотя первоначальный вариант был уже в 1827. На протяжении шести лет художник искал совершенства, ему все время чего-то не доставало в, казалось бы, уже готовой работе. Отыскивая недостатки, творец часами сидел в мастерской, ему не хватало объема фигур. Добавив света на мостовую, осветив фигуры людей, художник нашел именно то, что искал – картина стала объемной. Такой вариант удовлетворил Карла Брюллова. И не только его – картина «Последний день Помпеи» принесла художнику всемирную славу. Поэт Е.А. Баратынский писал о ней «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день».

В 1835 году Карл Брюллов отправляется в научно-художественную экспедицию по Ионическим островам, Греции, Турции, Малой Азии. Однако в поездке он тяжело заболевает и возвращается на Родину.

В России Брюллова встречают уже как великого художника. По совету императора российского Николая I Карл пишет несколько работ на историческую тематику. Одна из самых известных – «Осада Пскова».

Художника, много лет прожившего в Европе, покоряют русские обычаи и традиции. Он знакомится с известными деятелями русской культуры. Пишет картину «Гадающая Светлана» по сюжету баллады Жуковского.

Чтение повести Карамзина «Истрия государства Российского» порождает у Брюллова мысли о существовании русской национальной живописи.

В 1836 году Брюллова приглашают преподавать в Академию художеств. Вне стен Академии учениками Брюллова становятся такие выдающиеся люди, как художник П.А. Федотов, писатель и художник Т.Г. Шевченко.

В 1839 году Карл знакомится с молодой пианисткой Эмилией Тимм. Влюбившись в нее без памяти, художник становится ее мужем. Однако брак с молодой девушкой, отец которой любил дочь совсем не отцовской любовью, не принес Брюллову ничего, кроме болезни сердца.

В 40-е годы Брюллов увлекается росписью храмов. После росписи купола Исаакиевского собора, Великий Карл получает заболевание легких.

В 1850-е нездоровый Брюллов снова уезжает в Италию, где умирает в возрасте неполных 53 лет.

А. Жаркова.

Вузы партнеры