Архив новостей

Инновационные тенденции развития системы профессионального образования

Инновационные тенденции развития системы профессионального образованияРеспубликанская научно-практическая конференция под таким названием состоялась 9 ноября в конференц-зале Приднестровского университета.

В президиум вошли ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил, советник заместителя Председателя Правительства ПМР В.Ю. Струнгар, заместитель министра по социальной защите и труду ПМР И.В. Васильев и директор Инженерно-технического института Ф.Ю. Бурменко. Модератором выступила проректор по научно-инновационной работе И.В. Толмачева.

В.Ю. Струнгар зачитал Приветственный адрес заместителя Председателя Правительства ПМР А.А. Цуркана. В своем обращении Алексей Алексеевич отметил, что основными тенденциями развития профессионального образования являются повышение качества подготовки специалистов, обеспечение норм в направлении подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь с потребностями общества и народного хозяйства на основе совершенствования образовательных и информационных технологий. «В системе профессионального образования в современных условиях необходимо придание нового качества общественного статуса и понимания к особой сфере, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов. Данные темы многократно рассматривались на уровне Президента и Правительства ПМР, также эти вопросы активно обсуждались на IX международном инвестиционном экономическом форуме в рамках тематической секции «Рабочие кадры для экономики: настоящее и будущее»», - говорилось в приветственном адресе. Алексей Алексеевич выразил надежду, что работа конференции даст новый импульс развития профессионального образования в республике и пожелал участникам успехов, эффективной и плодотворной работы.

Участников форума приветствовал и ректор ПГУ им. Т.Г. Шевченко профессор С.И. Берил. В своем выступлении Степан Иорданович озвучил несколько задач на пути решения проблем, связанных с кадрами. «Наша задача – повысить взаимосвязь между учебными заведениями, усилить материально-техническую образовательную базу, тем самым сконцентрировать идеологию подготовки кадров для производственной сферы в едином образовательном пространстве. Еще одна задача – определение потребности экономики республики в кадрах в разрезе конкретных профессий, специальностей и уровне подготовки при этом, с учетом необходимости опережающей подготовки следует запланировать и кадровый резерв на перспективу», - сказал ректор ПГУ. С.И. Берил пожелал участникам конференции плодотворной работы, интересных обсуждений и обмена мнениями.

Пленарное заседание докладом «Взаимосвязь между рынком труда и образованием» открыл заместитель министра по социальной защите и труду ПМР И.В. Васильев. Иван Васильевич отметил, что в современном мире с его скоростями и объемом информации главным становится скорость изменения и адаптации к постоянно меняющейся окружающей среде. Поэтому необходимо постоянно анализировать запросы и требования рынка, чтобы постоянно ему соответствовать. «Время показывает, что необходимо сделать уверенный шаг в этом направлении. Достаточно высокие количественные показатели по обучающимся должны реализовываться в экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики в жизни населения», - подчеркнул зам. министра по социальной защите и труду. И.В. Васильев сообщил, что согласно статистическим данным за девять месяцев, число обратившихся по вопросам трудоустройства граждан составляет около 16 тысяч, трудоустроено 1390 человек, вакансий работодателями заявлено около 4600 должностей, количество вакансий на конец отчетного периода составило 2832.

«Одним из возможных путей разрешения проблемы является внедрение дуального обучения. Инновационный метод подготовки кадров на наш взгляд, это, в первую очередь, возможность определить то, что нужно экономике и обществу сегодня. Это насущная потребность с учетом особенностей социально-экономического развития. И каждая заинтересованная сторона должна внести свою лепту в разрешение этой проблемы», - заключил заместитель министра.

О системе профессионального образования в ПМР, проблемах и перспективах рассказала начальник Управления профессионального образования Министерства просвещения ПМР Л.К. Тануркова. Людмила Константиновна отметила, что в сфере образования много сделано по модернизации профессионального образования для устойчивого развития экономики. Но еще многое предстоит сделать, чтобы решить проблему профессионального образования, на которую влияет ряд факторов. Это и недостаточный уровень учебно-методической, материально-технической базы, несовершенство механизмов социального партнерства, слабая мотивация молодежи, социальные проблемы.

«На первый план выдвигаются стратегические направления развития профессионального образования. Это оптимизация объемов и направлений подготовки кадров, формирование современной сети в организации профессионального образования, создание новых механизмов партнерства, системы непрерывного образования, учебно-производственных подразделений и малых инновационных предприятий, разработка профессиональных стандартов и много другое. Все эти мероприятия будут направлены на повышение качества образования», - заявила Л.К. Тануркова.

Работу конференции продолжили секционные заседания. В рамках первой секции «Инновационные принципы и подходы организации учебно-производственной деятельности – дуальное обучение в профессиональном образовании» о модели реализации практико-ориентированного обучения в ГОУ СПО «Бендерский торгово-технологический техникум» рассказала его директор О.Л. Шатохина. Директор ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум» Г.Н. Доброва поделилась опытом подготовке компетентного специалиста на основе дуального обучения.

По программе второй секции «Инновационные принципы и подходы организации сетевой формы профессионального образования» заместитель директора по непрерывному образованию ИТИ ПГУ им. Т.Г. Шевченко Е.А. Царюк проинформировала о нормативном регулировании разработки и реализации образовательных программ и сетевой форме.

Заведующий кафедрой автоматизированных технологий и промышленного комплекса ИТИ доцент В.Г. Звонкий рассказал о сетевой форме образования как одной из современных технологий образования. С докладом «Особенности разработки учебных планов сетевой формы профессионального образования СПО и ВО» выступила декан факультета среднего специального образования ИТИ С.А. Устименко.

На конференции говорилось, что система высшего образования должна обеспечить одну из главных составляющих развития инновационной экономики – кадровую, исполнять роль своеобразного моста, соединяющего образование, науку и производство во всех отраслях региона.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.

Только тесное взаимодействие системы высшего образования с производством и средними образовательными организациями республики может внести достойный вклад в решение задач устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности кадров на рынке труда.

Действующая в ПМР в настоящее время система подготовки кадров для нужд экономики ПМР не в полной мере ориентирована на рынок труда, и не определяется реальным спросом работодателей на тех или иных специалистов, что связано с развитием производства и выпуском новой продукции. Кроме того, система промышленного производства в ПМР сложилась таким образом, что ситуация из года в год кардинально меняется и конкретный специалист через 4 - 5 лет может перестать быть востребован. Ему остаётся либо работать не по специальности, либо эмигрировать для трудоустройства в другую страну, при этом бюджетные средства, выделенные на его подготовку, безвозвратно теряются.

Участники конференции пришли к вывод, что инновационные подходы в развитии экономики республики требуют координации всех уровней профессионального образования, включая высшее, что позволит выработать единую политику в области инженерного и технического образования.

Татьяна Сырбу.

Инновационные тенденции развития системы профессионального образованияИнновационные тенденции развития системы профессионального образования                                                                 Инновационные тенденции развития системы профессионального образованияИнновационные тенденции развития системы профессионального образованияИнновационные тенденции развития системы профессионального образованияИнновационные тенденции развития системы профессионального образования

Вузы партнеры